Главная   Стружаны   Адрес    Праздник   Причт   Документы   Альбомы   Тюково   Ссылки   Благотворителям

Историческая справка     Современное состояние церкви     Фотографии

† Успенский храм в с. Стружаны
 
† Успенский храм в с. Стружаны
 
† Успенский храм в с. Стружаны
 
† Успенский храм в с. Стружаны
 
† Успенский храм в с. Стружаны
 
† Успенский храм в с. Стружаны

 

 

И.В. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, с. Стружаны: стр. 154-157/

 

Историческая справка. Первое летописное известие о селе встречается под 1625 г., по окладной книге 1676 г. в селе значится уже Воскресенская церковь, при коей тогда в притче были: 3 попа,1 дьякон, дьячок и пономарь. Церковной земли значится 3 четверти в поле, сена 4 копны. Приходских домов было160, из коих два двора помещиковых, 124 крестьянских, 25 дворов бобыльских и 9 дворов «нужных вдов, крестьянских жен с сиротами скитаются меж двор, хлебного ради прокормления».

На месте сгоревшей в 1740 г. Воскресенской церкви, существующая ныне того же наименования церковь построена в 1746 г., а колокольня в 1782 г. Церковь в высоту имеет 68, а колокольня 73 аршина. Из достопримечательностей Воскресенской церкви заслуживают особенного внимания: Евангелие и крест. Евангелие замечательно по своей величине, оно имеет в длину аршин с вершком, в ширину 3/4 аршина, издано при императрице Екатерине, обложено серебром, коего употреблено более 12 фунтов. Подобного рода Евангелие в Рязанской епархии встречается в Зарайском  Николаевском Соборе и в Духовной церкви в г. Рязани. Крест - современный построению церкви - замечателен не столько своей древностью, сколько находящеюся на нем надписью, излагающею историю построения церкви в с. Стружанах, которую не лишним привести буквально: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Воскресения Христова при державе Благочестивейшия Самодержавийшия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны по благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского и Муромского, в лето 1746-го, индикта 9-го, месяца июня 6дня на память преподобного Сисоя Великого. В Переславле Рязанском, старорязанском стану, в селе Стружанах церковь Воскресения Христова, обложена строением в1740 г. августа в 24 день на память святого священномученика Иерофея, епископа Афинского». За строение дано 144 рубля. Лесу куплено 1000 дерев, денег за оный лес 373 рубля. Тёс мирской, резчику и столяру дано 85 рублей. Иконописец, он же и золотарь, за иконописание и позолочение взял 170 рублей.

Церковь Успенская построена в 1798 г. Притча при обеих церквях по штату 1873 г. положено: 3 священника, 3 псаломщика, земля во владении притча ныне значится 214 десятин, 1324 сажени. В это время в селе Стружаны живут одни священнослужители, а приход состоит из 27 деревень, в коих при 751 дворе 5329 душ обоего пола. Прихожане занимаются плотничеством, рыболовством и плетением неводов, которых сбывают в Астрахани и в других местах по Волге и Уралу на 200 тысяч рублей серебром.

 

Воскресенская церковь в селе Стружаны Рязанского уезда была построена в 1746 году на средства прихожан, освящена 6 июля того же года, деревянная, с «таковой же колокольней, покрыта железом и довольно крепка»- так указано в клировой ведомости за 1915 г.

Престол в ней один во имя Обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября.

В клировой ведомости указано, что утварь из храма была перенесена в новую каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Там же указано, что Успенская церковь, находящаяся в самом селе Стружаны, была построена вместо упраздненной деревянной в 1910 г. и проданной в с. Ершово. Освящена она  14 августа того же года.

Пределов в ней три: главный - в честь Успения Божией Матери, правый - в честь Параскевы, левый в честь Иоанна Предтечи.

В приходе  имелись три школы от Рязанского уездного земства: в селе Стружаны, в которой обучалось 65 мальчиков и 17 девочек; в деревне Алтуховой в школе обучалось 60 мальчиков и 17 девочек; в деревне Пансуровой обучалось 30 и 7 девочек, и от Егорьевского уездного земства – Маньшинская школа, в которой обучалось в 1915 году 80 мальчиков и 20 девочек.

Стружанская церковно-приходская школа размещалась в собственном доме при деревни Аверкиевой, на содержание которой от сельского общества выделялось 44 рубля, от церкви и других источников еще 16 руб. 60 коп. В ней обучалось 33 мальчика и 12 девочек.

Вторая церковно-приходская школа располагалась в деревне Давыдовской, размещалась в общественном доме, и на ее содержание отпускалось от сельского общества 25 рублей. В 1915 году в ней обучались: 21 мальчик и 7 девочек.

С 1890 года законоучителем в Алтуховской и Стружанской земских школах был местный священник Николай Григорьевич Добролюбов, с 1897 года был заведующим и законоучителем в Стружанской школе грамоты, им открытой, и в Давыдовской церковно-приходской школе. С 1899 года заведующим и законоучителем Стружанской церковно-приходской школы был священник села Михаил Александрович Радеев. С 1914 года заведующим и законоучителем в Давыдовской церковно-приходской школы был священник Иоанн Сергеевич Загатский, он же состоял законоучителем в Стружанской церковной школе и в Пансуровской земской школе.

Сведений о закрытии церкви в архиве нет, так как многие храмы закрывались без решения вышестоящих организаций, а вот об открытии церкви в селе Стружаны Клепиковского района в 1945 году было  принято решение Рязанского облсовета № 250, протокол 10 от 3 апреля 1945 года.

 

Современное состояние церкви. Храм Успения Божией Матери имеет площадь 741,1 кв. м, главный алтарь в честь Успения Божией Матери и два боковых придела: правый в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна и левый в честь Параскевы Пятницы. В 1996 году церковь внутри выгорела, но усилиями прихожан восстановлена. Жители окрестных деревень не многочисленны и в осенне-зимний период на службе даже в праздники бывает не более 30 - 40 человек, а в весенне-летний, с наступлением дачного сезона, бывает и 70 – 80 человек. Молодежь часто посещает храм, особенно летом, постоянных прихожан 10 - 12 человек. В храме часто служатся молебны, читаются акафисты и в праздники после службы устраиваются чаепития. К приходу относятся деревни Стружаны, Чебукино, Дунино, Беляково, Алтухово, Лебедино, Нефедово, а в последнее время и Пансурово, Аристово-Колычово, Тюково и Фомино. В селах служатся молебны. В главном поселковом селе устраиваются молодежью концерты в честь Рождества Христова, и в честь праздника Пасхи – Воскресения Христова.

 

Стружанский воробушек. Воспоминания Королькова Ю.А. о Марии Григорьевне Васькиной

Можно ли себе представить Францию без Наполеона? В ответ на этот вопрос вспоминается образ красноармейца Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни» и его красноречивое хмыканье, когда разговор коснулся павлинов. Действительно, ну какая же песня без баяна, и, в конце концов, Марья без Ивана? А как представить себе культуру Франции 20 века без Эдит Пиаф? Без этой маленькой, хрупкой женщины, которая в военные годы оказалась более значительна для страны, чем некоторые маршалы. Недаром французы ласково назвали её – наш маленький воробушек.

Таким маленьким воробышком в стужанской троице являлась Мария Григорьевна Васькина. В добавок к невысокому росту, имелась и настоящая проблема – одна нога имела изъян, что вынуждало носить специальную ортопедическую обувь на высокой подошве. Понятно, что в такой обувке особенно не разбежишься. А вот выпавшее на её долю назначение требовало достаточно длительной ходьбы.

Появилась Мария Григорьевна в Стружанах позже двух других лиц, служителей храма. Этому способствовал кризис в религиозной жизни формировавшейся общины районного храма.

В 90-ые годы в Спас-Клепиках открылся храм. Под него вернули здание спортзала техникума и детской спортивной школы. Ребятня 60-ых годов с упоением звенела мячами в этих зданиях, натирала смазкой лыжи к соревнованиям, нисколько не подозревая, о совершенно другом изначальном предназначении этих стен. И лишь иногда, когда случалось быть в зале в одиночестве, и звук отскочившего от пола мяча уходил в гулкую тишину высоких потолков, в душе ощущалась какая-то необъяснимая таинственность этого места.

После открытия храма был период, когда службы проводил о. Александр (Литвинов). Он оказался ревнителем веры. Службы были долгими, так сказать «по полной программе». Не лицеприятно реагировал он на посторонние разговоры во время службы. Это вызывало обиды у провинившихся. Пошли жалобы на строгого священника; и после Рождества 2002 года о. Александр вынужден был покинуть Спас-Клепики.

Мария Григорьевна принадлежала к той части прихожан, которую устраивал имевшийся порядок службы, и после ухода о. Александра она, житель районного города, оказалась «за тридевять земель» от дома, в приходе Стружанского храма, в этаком «медвежьем углу», куда и автобус-то из райцентра не каждый день ходит.

Стружанский храм в это время переживал не лучшие времена. Памятной вехой стал для него 1996 год. Весной этого года на звездном небе можно было наблюдать прилетевшую комету. Для страны этот год запомнился выборами президента России, этой пресловутой «коробкой из-под ксерокса». Так или иначе – победителем на выборах официально был признан Ельцин.

В это время я метался между Подмосковьем и Рязанью, между работой и больничной палатой, где после серьезной операции находился в тяжелом состоянии мой отец. А перед этим только что прошли 40 дней после похорон моей бабушки, последнего представителя из поколения моих дедушек и бабушек.

Что чувствовал, и о чём думал о. Василий, когда топил печь для обогрева Стружанского храма, неизвестно, но где-то не уследил за стихией и в результате случился пожар. Внутренности храма выгорели.

В этой связи вспоминается сказка из моего детства. Двум молодожёнам во сне явился старец и спросил: «Когда вы хотите жить спокойно и счастливо? В молодости или в старости?». Обсудив между собою этот вопрос, молодые решили, что спокойную жизнь хорошо бы иметь в старости. Только они выстроили дом для совместной жизни, как он сгорел. И, когда это повторилось несколько раз, то они обнаружили, что старость-то вот она – у порога. И дальше они уже жили в спокойствии  и достатке.

У стужанских о. Василия и м. Арсении получилось не так, как в сказке. Последний период их земной жизни сопровождался хлопотами по возрождению выгоревшего храма. И только после того, как реставрация закончилась и храм обновился, они завершили свой жизненный путь на земле.

Стружанский храм уже давно не находится в эпицентре деятельной людской жизни. Местность вокруг него опустела, и приход, из когда-то большого, сократился до минимума. Денег на ремонт храма у бедного прихода не было. Вот в такой ситуации и пригодилась Мария Григорьевна. После развала Союза, на его пространствах возникло движение «челноков». Люди ринулись в зарубежье. Покупали там товары, набивали ими огромные сумки, а потом на себе волокли это сюда, где и продавали на возникших рынках-базарах.

В Спас-Клепиках до 1991 года существовало большое предприятие, занимавшееся перевозкой грузов. На обширной территории размещалось множество грузовиков. Потом началась приватизация, грузовики «испарились», а пустующую территорию приспособили под рынок. Каждую пятницу в Спас-Клепики стали съезжаться частные торговцы. Укрепляли на алюминиевых направляющих хлопающие от ветра тканевые навесы, и торговали всем, что смогли приобрести за ближними и дальними кордонами.

В этот день Мария Григорьевна укрепляла на груди небольшой ящичек с прорезью и шла меж рядов торговцев. Те писали поминальные записочки со своими именами и именами родственников для помина во время службы в храме и опускали в прорезь ящичка материальное пожертвование на ремонт храма. Эта её деятельность продолжалась несколько лет, так что Мария Григорьевна стала достопримечательностью рынка.

В  итоге, совместными усилиями, храм удалось обновить. Стоит этот красавец в живописном месте среди расступившегося леса у воды. Особенно хорошо смотрится он с высоты птичьего полета. Такой бы храм – да перенести бы в Спас-Клепики - очень бы пришелся кстати.

Миссия нашей скромной труженицы на этом была завершена, и Мария Григорьевна первой из стружанской троицы мирно и благородно отошла ко Господу из мира, где много плачут, в мир, где никогда не плачут. Вечная ей память.

 

Главная   Стружаны   Адрес   Праздник   Причт   Документы   Альбомы   Тюково   Ссылки   Благотворителям